Наступил очередной Новый год. Несколько неожиданно, но ремонт раздаточной коробки занял гораздо больше времени, чем ремонт коробки передач. Разборка коробки не вызвала особых проблем, а осмотр показал, что в замене нуждается, в первую очередь, ее картер. Гнезда подшипников сильно изношены, резьбы сорваны и т. п. Все внутренности выглядели относительно пристойно, за исключением подшипников, венчика ведущей шестерни, который входит в зацепление с шестерней привода заднего моста, самой шестерни, в месте соприкосновения с венчиком ведущей, и вилки включения прямой/пониженной передачи, что вероятней всего, и являлось основной причиной «выбивания» пониженной передачи. Я специально сфотографировал старую и новую вилку включения пониженной. |
Судя по износу, она находилась в постоянном контакте с ведущей шестерней, причем со значительным осевым усилием, чего в принципе быть не должно в прямозубой шестеренчатой паре. Поскольку ведущая шестерня находится на валу КПП, а работает в РКП, то не точно обработанные поверхности сопряжения вышеупомянутых узлов, вероятно, приводят к не соосности валов, что в свою очередь вызывает осевое усилие на ведущую шестерню. |
Отсюда и хроническая болезнь УАЗовских раздаток. Из запчастей были приобретены: картер, шестерня привода заднего моста, ведущая шестерня, обе вилки, направляющие оси вилок, все подшипники, и механизм переключения в сборе. Так же были куплены щиток стояночного тормоза в сборе и тормозной барабан. Сборка коробки не вызвала никаких затруднений. Все делалось точно согласно инструкции по ремонту. На одной фотографии видно внутреннее устройство раздатки, а на другой — конечный результат. |
Перед установкой агрегата, готовя место стыковки, было замечено, что подшипник коленвала, на который опирается ведущий вал коробки передач, нуждается в замене. А изучая каталог, выяснилась и причина. Оказалось, что вместо полузакрытого подшипника стоит совсем открытый. Подшипник был куплен новый, совсем закрытый, и встал вопрос, как снять старый? Смутно вспоминалось про кусок хозяйственного мыла, который, если упорно заталкивать во внутреннее отверстие подшипника, должен рано или поздно вытеснить его на волю, но, то ли отсутствие под рукой куска мыла, то ли нежелание искать простых путей, привело к другому решению.Был куплен разрезной строительный дюбель, в который предполагалось вкрутить шпильку, все это вставить в подшипник, довернуть шпильку, чтобы дюбель раскрылся у него внутри, затем законтрить его гайкой, снаружи установить втулку, диаметром больше наружного диаметра подшипника, сверху положить шайбу, на шпильку накрутить еще одну гайку, и, вращая последнюю, с удовольствием снять подшипник. |
Воплощение идеи показала ее жизнеспособность.Подшипник сдвинулся на пару миллиметров, но потом дюбель проскользнул через подшипник и на этом эксперимент закончился. Приобретенный дюбель оказался малость недостаточного диаметра. Мысль о том, что с проблемой выпрессовки этого подшипника сталкивались и друге люди, привела на автобазар. Совершенно не надеясь на быстрый успех, пытаясь на «пальцах» объяснить, чего желает душа искушенного автолюбителя, от лотка к лотку началось исследование столичного авторынка. Оказалось, что люди понимают о чем идет речь, и это давало надежду на успех.И вот, наконец, в руках совершено замечательный инструмент под названием «внутренний молоток»!Приобретение этого изделия наполнило будущее перспективой, что если чего в жизни не сложится, то можно, в конце концов, посвятить ее остаток извлечению подшипников из … разных мест, чем обеспечить себе безбедную старость. |
Приобретенный инструмент настолько воодушевил, что извлечение подшипника происходило в белом халате и под торжественную музыку. Как это было приятно! Несколько движений грузиком и подшипник на свободе! Эмоциональный подъем привел к идее создания коллекции запчастей, извлеченных из УАЗки. К сожалению, установка нового итальянского подшипника произошла совершенно банально, с помощью молотка. Желание сделать процесс снятия/установки коробки делом приятным, т. к. совсем не исключено, что этим придется заниматься не один раз в процессе эксплуатации автомобиля, привело к довольно простому решению. Под полом на раме есть поперечина к которой крепится коробка. В этой поперечине было обнаружено два отверстия. Напротив этих отверстий были просверлены еще два, через которые был пропущен тросик, предназначенный для подъема коробки.Коробка и раздатка соединяются между собой через кронштейн, за который агрегат крепится к поперечине рамы. |
В этом кронштейне тоже нашлось два отверстия для тросика. Одно предназначено для тяг раздатки, другое — для троса стояночного тормоза. Дальше совсем просто. Тросик был пропущен через все вышеупомянутые отверстия так, чтобы его оба конца оказались внутри салона машины. Эти концы были зажаты болтами между двумя уголками так, чтобы уголки были параллельны полу и под ними помещался штатный домкрат. С помощью этого домкрата коробку безо всяких проблем можно было поднимать и опускать, сколько душе угодно. Из приложенных фотографий приблизительно можно понять, как это было сделано. Но, к сожалению, они получились недостаточно информативными. При таком подвесе коробка с раздаткой оказались полностью уравновешенными во всех плоскостях, а ее местоположение относительно двигателя, если смотреть по продольной оси автомобиля, приблизительно соответствовало штатному. |
Поэтому для того, чтобы завести хвостовик коробки в диск сцепления, коробка была поднята приблизительно на треть высоты и с помощью подкатного домкрата была наклонена хвостовиком вверх и одновременно оттянута назад, по ходу автомобиля. Когда хвостовик коробки оказался направленным в шлицевое диска сцепления был продолжен подъем коробки, пока она не встала на свое место. Метод оказался вполне удачным, совершенно не требующим физических усилий. Комфортно исполняется вдвоем: один на верхнем домкрате, другой внизу — направляет и командует. Реально почти все было исполнено в одиночку, что тоже оказалось несложным, просто заняло больше времени. Отверстия в полу после установки коробки были заглушены резиновыми пробками. |
Юрий М. 2009 год |